Социальная реклама — это важный инструмент, способствующий распространению полезной информации и формированию общественного мнения. В России требования к социальной рекламе регулируются статьей 10 федерального закона «О рекламе» № 38-ФЗ. Одним из ключевых аспектов является правильная маркировка социальной рекламы. В этой статье мы рассмотрим требования к маркировке социальной рекламы в свете статьи 18.1 закона 38-ФЗ с учетом комментариев Федеральной антимонопольной службы (ФАС) и Роскомнадзора
Что такое социальная реклама?
Согласно статье 10 закона «О рекламе», социальная реклама — это реклама, направленная на достижение общественно полезных целей и интересов. Она не должна содержать коммерческой выгоды для рекламодателя и носит образовательный или информационный характер. Важно отметить, что социальная реклама, в отличие от коммерческой, должна строго соответствовать установленным законодательством правилам.
Обязанность рекламораспространителей
Комментарии от ФАС: "Часть 3 статьи 10 Закона о рекламе 38-ФЗ определяет, что "...заключение договора на распространение социальной рекламы является обязательным для рекламораспространителя в пределах 5% годового объема распространяемой им рекламы (в том числе общего времени рекламы, распространяемой в теле- и радиопрограммах, общей рекламной площади печатного издания, общей рекламной площади рекламных конструкций). Заключение такого договора осуществляется в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации"
Порядок размещения социальной рекламы
Все заявки на размещение социальной рекламы у рекламораспространителей (владельцев/админов интернет ресурсов - сайты, соцсети, каналы и прочие) должны проводиться через АНО «Институт развития интернета» (ИРИ), согласно распоряжению Правительства РФ. Победители конкурса на размещение социальной рекламы в интернете получают возможность на бесплатное размещение информации о своих проектах в интернете с помощью ИРИ, которая обращается к владельцам интернет-ресурсов с требованием выделить на социальную рекламу безвозмездно 5% от общего годового объема размещаемой у них рекламы
Как ориентир, например, блогер или администратор интернет-ресурса официально с проводкой через ОРД (ЕРИР) размещает около 20 рекламных постов в месяц. В соответствии с законом, он должен выделять около 1 поста в месяц при условии наличия более 200 000 посетителей в сутки на его интернет-ресурсе (согласно часть 3.13 статьи 10 закона о рекламе 38-ФЗ) для бесплатного размещения социальной рекламы, если к нему с таким запросом обратится оператор социальной рекламы АНО «Институт развития интернета» (ИРИ).
Основные требования к маркировке социальной рекламы
Каждая социальная реклама должна содержать следующую информацию в качестве маркировки:
- "Социальная реклама" – это обязательное указание, которое сразу сообщает зрителю о том, что перед ним именно социальная реклама.
- "Название рекламодателя" – организация или лицо, которое заказало размещение социальной рекламы, должно быть указано в рекламном объявлении.
- "ИНН рекламодателя" – индивидуальный налоговый номер рекламодателя, который позволяет идентифицировать юридическое лицо или индивидуального предпринимателя.
Социальная реклама. Благотворительный фонд «Доброе дело». ИНН 1234567890.
Отличие социальной рекламы от коммерческой
До марта 2025 года главное отличие социальной рекламы от коммерческой заключается в отсутствии необходимости, оформлять отчетность в ОРД с получением идентификатора рекламы (erid) при размещении как в пределах лимита 5% для ИРИ, так и сверх него
Но с 01.03.25 будут введены изменения, которые потребуют получение идентификатора рекламы и необходимость отчетности в ОРД по факту размещения социальной рекламы. Так будет выглядеть статья 18.1 часть 17 закона о рекламе 38-ФЗ:
Заметим, что квота 5% позволяет ИРИ заключать с владельцами интернет-площадок договоры на бесплатное размещение социальной рекламы

Какие нововведения будут с марта 2025 года обозначены в ОРД?
В ОРД будет иметь место два позиции: Социальна реклама и Социальная реклама по квоте (через ИРИ)
На примере ОРД Сбер
Преимущества социальной рекламы для участников рынка интернет-рекламы
Заключение
В условиях постоянных изменений в законодательстве важно следить за актуальными требованиями к маркировке и размещению рекламы, включая социальную. Важно соблюдать правила маркировки, указывать обязательные реквизиты и помнить о законных обязанностях, чтобы избежать штрафов и других санкций.
***
В моем Телеграм-канале вы всегда сможете получить ответы по вашим кейсам, найти свежую информацию и экспертизу по рекламному сбору 3%, маркировке рекламы, а также научиться оформлению отчетности в ОРД, чтобы избежать штрафов от ФАС и Роскомнадзора