Рассмотрим вопрос с разбором официальных ответов ФАС, который очень часто задают в связи с исполнением закона о маркировке рекламы, а именно нужно ли бизнесу маркировать собственные посты у себя в социальных сетях о своих товарах, услугах и мероприятиях
Заметим, что на рынке с 01.09.22 присутствовала порой, как паника насчет того, что теперь надо маркировать абсолютно каждый пост и каждую страницу собственного сайта, так и позиция полного нигилизма, который выражался в игнорировании исполнения новых требований законодательства.
Действительно, несмотря на то, что закон о маркировке рекламы (статья 18.1 закона о рекламе 38-ФЗ) принят к исполнению с 1 сентября 2022 года подавляющее большинство участников рынка не маркирует либо не знает как выстраивать свои отношения с ОРД для проведения маркировки рекламы.
Итак, как решался поставленный вопрос?
Для получения полноценной экспертизы по поводу необходимости маркировки бизнесу своих постов в соцсетях были направлены официальные запросы в ФАС для получения официальной позиции органа исполнительной власти по данному вопросу. Это можно сделать непосредственно на сайте ФАС либо через Госуслуги
Поясним, почему именно в ФАС
Вот так выглядит базовый вариант маркировки, который должен присутствовать в том или ином виде в рекламном материале в зависимости от каждого конкретного случая
Согласно закону, именно ФАС отвечает за то, что можно считать рекламным материалом, а что нет. ФАС требует наличия в рекламном материале наличия слова Реклама и Название лица исходного рекламодателя. А Роскомнадзор уже обеспечивает отслеживание отчетности в ОРД для каждого участника реламной цепочки и контроль маркировки рекламного материала непосредственно токеном (erid), который участники рынка должны получать в ОРД (оператор рекламных данных) для обеспечения прозрачности рекламных схем и склейки рекламных цепочек в ЕРИР (единый реестр интернет-рекламы).
В данной статье рассмотрим два примера официальных ответов ФАС по запросам от двух кампаний, так как случаи по ним закрывают практически все нужные нам вопросы по данной теме публикации:
- Продажа автозапчастей Камспартс
- Додо-пицца
Кейс Камспартс:
В ФАС был направлен официальный запрос со сканами конкретных постов на предмет экспертизы признания либо нет данных материалов, как рекламные и требующих маркировки.
Пост 1
В нем присутствует описание карточки товара, упоминание бренда, артикула и прочей информации с призывом обратиться и обеспечения доставки товара. Подобные посты в том или ином виде присутствует в большинстве постов, которые ведут интернет-магазины либо производители в своих аккаунтах соцсетей, поэтому он является (как и нижеуказанные) репрезентативным для получения экспертизы из ФАС
Пост 2
В данном посте присутствует очень важная деталь, а именно призыв к действию в виде «Купить». Дело в том, что на различных форумах, телеграм-чатах, посвященных маркировке, присутствовало мнение, что если в посте присутствует призывы к действию типа Купить, Заказать, Обращайтесь и прочие, то пост однозначно является рекламным и требующий маркировки.
Пост 3
Здесь типичный пост насчет распаковки и обзора товара
ФАС отвечает на практике по данным запросам от 20 до 30 дней
Кейс Додо-пицца:
Вот некоторые посты, которые были отправлены на экспертизу в ФАС
Ответ ФАС по данному запросу