Налог на профессиональный доход (НПД): особенности, риски и практика применения
Введение НПД и его цель
Налог на профессиональный доход (НПД) представляет собой специальный налоговый режим, предназначенный для легализации деятельности самозанятых граждан. Основная цель введения НПД заключалась в увеличении числа физических лиц, работающих в правовом поле, что, в свою очередь, должно было способствовать росту бюджетных поступлений. Этот режим стал актуальным инструментом для тех, кто занимается индивидуальной деятельностью без найма сотрудников и работодателя.
Преимущества НПД для самозанятых
Широкая доступность: НПД был введен на всей территории России (Федеральный закон от 27.11.2018 № 422-ФЗ) и позволяет физическим лицам, не имеющим работодателя и не привлекающим наемных работников, легализовать свою деятельность.
Освобождение от отчетности: Плательщики НПД освобождаются от необходимости представлять налоговую отчетность, использовать контрольно-кассовую технику, регистрироваться как индивидуальные предприниматели и уплачивать фиксированные страховые взносы.
Низкие налоговые ставки: Налоговые ставки в рамках НПД составляют 4% от доходов, полученных от физических лиц, и 6% от доходов, полученных от юридических лиц или индивидуальных предпринимателей. Это значительно ниже, чем в других налоговых режимах.
Заключение ГПД с плательщиками НПД
Организации и индивидуальные предприниматели часто заключают гражданско-правовые договоры (ГПД) с самозанятыми. Это выгодно, так как позволяет снизить налоговую нагрузку за счет освобождения от уплаты страховых взносов и НДФЛ при наличии соответствующего чека, сформированного в порядке, установленном ст. 14 Федерального закона № 422-ФЗ.
Ограничения и риски
Ограничения по времени: Согласно пп. 8 п. 2 ст. 6 Федерального закона № 422-ФЗ, доходы от услуг по ГПД не облагаются НПД, если заказчики являются работодателями физических лиц или были ими менее двух лет назад.
Проверки налоговых органов: Федеральный закон № 422-ФЗ позволяет применять НПД физическим лицам, оказывающим услуги по гражданско-правовым договорам, при отсутствии между ними трудовых отношений. Однако налоговые органы тщательно проверяют такие договоры в ходе налогового контроля.
Подмена трудовых отношений
Для минимизации налоговых выплат хозяйствующим субъектам (организациям и индивидуальным предпринимателям) выгоднее заключать ГПД с самозанятыми, нежели оформлять их в качестве наемных работников. В результате физическое лицо регистрируется как самозанятое, но выполняет функции обычного работника. Это позволяет работодателю экономить на налогах и страховых взносах. Однако для самих работников такой вариант обычно невыгоден, поскольку лишает их социальных гарантий, но зачастую у них нет выбора.
Борьба с фиктивными самозанятыми
Налоговая служба активно борется с фиктивными самозанятыми, применяя критерии оценки рисков налоговых правонарушений. Например, в Письме ФНС России от 28.12.2021 № СД-4-3/18371 указано, что налоговые органы учитывают критерии самостоятельной оценки рисков, утвержденные Приказом ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333. В случае выявления формальности правоотношений и подмены трудовых отношений гражданско-правовыми налоговые органы принимают меры.
Переквалификация договоров
Налоговая служба анализирует судебную практику и делает выводы, которые применяются при проведении налогового контроля. В Письме ФНС России от 15.04.2022 № ЕА-4-15/4674 приводятся примеры переквалификации гражданских правоотношений в трудовые, среди которых:
- Трудовая функция в предмете договора: Договор закрепляет выполнение работником определенного рода задач, а не разового задания заказчика.
- Отсутствие конкретного объема работ: Значение имеет процесс труда, а не достигнутый результат.
- Ежемесячная оплата труда: Установлена ежемесячная оплата, не зависящая от результата выполненных работ.
- Включение в производственную деятельность: Работник включен в производственный процесс организации.
- Постоянное вознаграждение: В течение года размер вознаграждения не меняется.
- Подчинение внутреннему распорядку: Работник подчиняется внутреннему трудовому распорядку организации и получает распоряжения от работодателя.
Практика налогового контроля
Налоговые органы при проведении мероприятий налогового контроля учитывают признаки трудовых отношений, установленные в Постановлении Пленума ВС РФ от 29.05.2018 № 15, такие как:
- Личное выполнение трудовой функции: Работник выполняет трудовую функцию лично в интересах работодателя.
- Подчинение внутреннему распорядку: Работник подчиняется правилам внутреннего трудового распорядка.
- Обеспечение условий труда: Работодатель обеспечивает условия труда.
- Устойчивость и стабильность отношений: Отношения носят устойчивый и стабильный характер.
Доказательства трудовых отношений
Для доказательства наличия трудовых отношений между сторонами гражданско-правового договора налоговые органы используют:
- Письменные доказательства: Пропуска на территорию работодателя, журналы регистрации сотрудников.
- Документы кадровой деятельности: Графики работы, документы о командировках, договоры о материальной ответственности.
- Расчетные листы: Ведомости о начислении заработной платы и сведения о перечислении денег на банковские карты.
- Документы хозяйственной деятельности: Накладные, счета-фактуры, путевые листы, акты о выполненных работах.
- Документы по охране труда: Журналы инструктажа, удостоверения о проверке знаний требований охраны труда, направления на медосмотры.
Заключение
Налоговые органы уделяют повышенное внимание гражданско-правовым договорам с самозанятыми. При реальных гражданско-правовых отношениях риски минимальны, однако формальный документооборот, скрывающий трудовые отношения, неизбежно приводит к налоговым претензиям. Поэтому хозяйствующие субъекты должны тщательно следить за соответствием заключаемых договоров реальным условиям и избегать подмены трудовых отношений гражданско-правовыми.