В этой статье рассмотрим, что известно на данный момент насчет позиции Минцифры и Роскомнадзора в частности по теме кому, сколько и как придётся платить рекламный налог, а также как изменится отчётность в ОРД (оператор рекламных данных) и ЕРИР (единый реестр интернет рекламы).
Кто будет платить рекламный сбор?
Рекламный сбор должны будут оплачивать каждый участник рекламной цепочки, который получает доход при орагизации размещения интернет-рекламы, а именно:1. Рекламораспространители в лице владельцев либо управляющих интернет-площадок (блогеры, админы и прочие)
2. Посредники, в лице рекламных агентств, интернет-сервисов и рекламных платформ, которые напрямую участвуют в организации размещения рекламы
3. Рекламодатели как налоговые агенты при работе с иностранными подрядчиками без представительства либо регистрации в Россиии
Когда нужно будет платить?
За первый квартал 2025 платить не требуется. Налогооблагаемая база будет начинать формироваться за апрель, май, июнь 2025 года (второй квартал). Финальное формирование суммы отчислений за второй квартал будет произведено 25 августа 2025 года. Оплата рекламного сбора за второй квартал должна будет произведена до 05 сентября 2025 годаКакие проблемы могут быть у посредников?
Дело в том, что налогооблагаемая база в текущем решении Роскомнадзора, по-видимому, будет вычисляться по разному в зависимости от типа договора между Посредником (в частности - рекламное агентство) и его Заказчиком (в частности - исходным Рекламодателем)- Агентский договор между Агентством и Рекламодателем
Оставляет себе 20 000 рублей, а 100 000 рублей направляет подрядчикам для оплаты размещения рекламных материалов
Рекламный сбор будет вычислен так: 3% от 20 000 рублей = 600 рублей - именно эту сумму агентство должно будет перечислить в бюджет из своего кабинета ЕРИР
Здесь все достаточно понятно, удобно и справедливо в качестве расчета рекламного сбора
Сейчас все ОРД уже вносят изменения в раздел «Акты», где при выборе агентского договора Агентству можно будет указать размер вознаграждения, которое затем передаётся в ЕРИР для расчёта сбора на рекламу
- Договор на оказание услуг между Агентством и Рекламодателем
Например, Агентство получает 120 000 рублей на организацию размещения рекламы для своего Заказчика (в частном случае - Рекламодателя), которая будет затем фигурировать в Акте ОРД в поле Разаллокации по изначальному договору
Оставляет себе 20 000 рублей, а 100 000 рублей направляет подрядчикам для оплаты размещения рекламных материалов
Рекламный сбор будет вычислен так: 3% от 120 000 рублей как доход по договору = 3 600 рублей - именно эту сумму агентство должно будет перечислить в бюджет из своего кабинета ЕРИР
Это видно сейчас на практике в интерфейсе ОРД - при выборе услугового договора нет возможности выделить вознаграждение агентства отдельно
В итоге планы Роскомнадзора и Минцифры протолкнуть такую схему сбора 3% налога на рекламу с посредников, работающих по услуговым договорам, выглядит как откровенное насилие над здравым смыслом, а вполне возможно и неправомерно с точки зрения законодательства РФ
Возможные правовые споры при дискриминации услугового договора Роскомнадзором
Такой подход Роскомнадзора к расчету рекламного сбора может нарушать законные права участников рынка. Встает вопрос, насколько это правомерно с точки зрения закона, если Роскомнадзор все-таки утвердит такой вариант? В конце концов, что скажет ФАС и иные ведомства на такие хищнические аппетиты Роскомнадзора и Минцифры?Что скажут РСПП, АКАР и АРИР? А президент вообще в курсе?
Вполне возможны иски от агентств в отношении Роскомнадзора, так как по закону субъекты гражданско-правовых отношений вправе сами выбирать форму договора для сотрудничества между собой. И почему это должно предполагать существенное увеличение рекламных сборов при нашем законном выборе услугового договора при размещении рекламных материалов?
Откуда брать свою налогооблагаемую базу и куда платить рекламный сбор?
В личном кабинете ЕРИР (вxод частным лицам и организациям через Госуслуги) будет реализован новый раздел "Мои отчисления", где будет аккумулироваться текущая информация по налогооблагаемой базе и сумме необxодимыx отчислений. Оплата будет производиться напрямую из ЕРИР либо на основании счета, скачанного из ЕРИР
Возможные пути решения проблемы
Да, агентские договоры более прозрачны как для налогообложения со стороны государства, так и Рекламодатель будет видеть сколько в итоге себе забирает Агентство из его денег на продвижение интернет-рекламы. Но это всё равно не отменяет факт запредельныx аппетитов Роскомнадзора в случае наличия Договора об указании услуг между контрагентамиПервое, что лежит на поверхности, так это отказ агентств от услуговых договоров. Иначе придется платить рекламный сбор со всей суммы от Рекламодателя, которая была оплачена для размещения рекламы в интернете. Это приведет к серьезному сокращению маржи рекламного агентства
Итог
Агентства, работающие по договорам оказания услуг, могут понести значительно большие расходы, чем при агентских договорах. Остаётся надеяться, что рынок отреагирует на эту ситуацию, и Роскомнадзором будут внесены корректировки в механизмы расчёта рекламного сбора.
⚡⚡⚡UPD: Здесь подробный обзор нормативно правовыx актов Роскомнадзора, которые вышли 26.03.25
***
В моем Телеграм-канале вы всегда сможете получить ответы по вашим кейсам, найти свежую информацию и экспертизу по рекламному сбору 3%, маркировке рекламы, а также научиться оформлению отчетности в ОРД, чтобы избежать штрафов от ФАС и Роскомнадзора