Что произошло?
С 1 июня 2025 года в России начал работать новый закон Федеральный закон № 41-ФЗ. Он регулирует использование иностранных мессенджеров для рассылок, информирования и коммуникации с пользователями
В чем суть?
Согласно федеральному закону № 41 для рассылок, уведомлений и коммуникаций с пользователями нужно использовать только российское програмное обеспечение
Какие мессенджеры под запретом?



Кому запрещено использовать иностранные мессенджеры?
Закон прямо запрещает (статья 15 ФЗ №41) использовать иностранные мессенджеры для информирования граждан РФ в следующих случаях:
- государственные компании;
- государственные и муниципальные унитарные предприятия;
- публично-правовые компании;
- организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъекта РФ или муниципального образования в совокупности превышает 50%;
- кредитные организации;
- профессиональных участников рынка ценных бумаг;
- управляющие компании инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и негосударственного пенсионного фонда;
- ломбарды;
- страховые организации;
- негосударственные пенсионные фонды;
- микрофинансовые организации;
- акционерные инвестиционные фонды;
- клиринговые компании;
- некредитные финансовые организации, осуществляющие функции центрального контрагента;
- некредитные финансовые организации, осуществляющие деятельность организатора торговли или центрального депозитария;
- некредитные финансовые организации, осуществляющие репозитарную деятельность;
- кредитные потребительские кооперативы;
- жилищные накопительные кооперативы;
- сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы;
- операторов финансовой платформы;
- операторов информационных систем, в которых осуществляется выпуск цифровых финансовых активов;
- операторов обмена цифровых финансовых активов;
- владельцы маркетплейсов;
- владельцы сайтов и сервисов с более чем 500 000 пользователей из РФ в сутки;
- владельцы платформ с объявлениями и более 100 000 пользователей из РФ в сутки;

При этом для владельцев (подчеркнем - для владельцев) соцсетей, формумов либо иныx интернет-ресурсов, где возможно создание отдельныx аккаунтов (блогов/страниц) пользователями, выделен отдельный пункт 6 при условии общего количества посетителей более 500 000 в сутки

Кому не запрещено?
Для обычных граждан и частных компаний не попадающиx под критерии запрета указанного выше использование мессенджеров для коммуникаций разрешено и не имеет ограниченийПочему это важно для обычных пользователей?
Если вы обычный человек, то этот закон не ограничит ваше личное общение. Вы можете продолжать переписываться с друзьями, получать новости и уведомления через привычные мессенджеры.
Почему это важно для владельцев сайтов и бизнесов?
Если ваш сайт или сервис попадает под критерии запрета, то вам необходимо искать альтернативные способы коммуникации с вашей аудиторией с использованием российского програмного обеспечения.
Что делать, если вы владелец сайта или бизнес?
- Проверьте аудиторию: Определите, сколько пользователей из РФ ежедневно взаимодействуют с вашим сайтом или сервисом.
- Для коммуникаций, рассылки, уведомлений и новостей используйте российские мессенджеры или сервисы: eXpress, ВК мессенджер, MAX, Яндекс мессенджер, Там там, Компас и другие.
- Информируйте своих клиентов и пользователей о том, что для коммуникаций, рассылок и уведомлений возможно использовать только российские мессенджеры, платформы и сервисы, согласно требованиям законодательства
- Использование и ведение иностранных соцсетей (например Whatsapp и Telegram) компаниям не запрещено, но использование каких-либо инструментов для коммуникации (общения) с пользователями, которые предоставляются аккаунтами в такиx соцсетяx, по-видимому, будет запрещено.
Какие штрафы?
На данный смомент можно обозначить только статью 13.11.2 КОАП РФ:- должностные лица от 30 000 до 100 000 рублей
- юридические лица от 100 000 до 700 000 рублей
Итог
- Для обычных пользователей и мелких бизнесов закон практически не изменит привычное использование мессенджеров.
- Для крупных организаций и государственных структур появились новые требования, которые должны быть адаптированы под собственные коммуникационные стратегии.
* Whatsapp - принадлежит Мета (организация запрещена в России)
***
В моем Телеграм-канале вы всегда сможете получить ответы по вашим кейсам, найти свежую информацию и экспертизу по рекламному сбору 3%, маркировке рекламы, а также научиться оформлению отчетности в ОРД и разобраться в тематике ПДн, чтобы избежать штрафов от ФАС и Роскомнадзора